Головна

Християнство в поезії
Християнські автори
Поезія за темами
Дитячі вірші
Християнські мотиви у творчості класиків

Русская христианская поэзия
Русская христианская поэзия по авторах
Русская христианская поэзия по темах

Поетична майстерня
Про поезію з гумором
Цікавий інтернет

Що? Де? Коли?

 

 

Ваші побажання та ваші поезії надсилайте на адресу
poet.vav@gmail.com




Поетична майстерня

«Строй и ясность»


Г.Р. Державин.
Отрывок из стихотворения «Бог»:

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
(1784)

Каждый получит свою награду по своему труду (1Кор.3:8).

Значение духовной поэзии в жизни и церкви трудно переоценить. Не только гимны, стихи и декламация, но и проповедь немыслима без нее, так как поэзия – это всякое словотворчество, а духовная поэзия – это словотворчество во славу Божью.
Некогда Творец неба и земли из первобытного хаоса, из пустоты и безвидности, из бесформенного и безжизненного посредством Слова создал прекрасное, разумное и бессмертное творение и дал ему имя – человек. Однако Господь не только сотворил человека, но и вложил в него способность творить. И не случайно слово «поэт» в переводе с греческого означает «творец». Такое сопричастие к одному из имен Божьих накладывает на человека огромную ответственность перед Богом, от Которого исходит всякий благой дар (Иак.1:17). К сожалению, многие верующие, получив талант от Господа, не прилагают усилий к его умножению. Свое нерадивое отношение многие пытаются оправдать своей духовностью. Нередко можно слышать такое высказывание: «Это не я пишу. Господь пробудил меня ночью и сказал – «Пиши!» Я взял бумагу и ручку и только успевал записывать». Или: «Поэзия – это дар Божий; что изливается, то и пиши».

И действительно, поэзия есть прекрасный Божий дар, и Господь в любое время дня и ночи может пробудить человека взяться за перо. Но вместе с тем можно ли считать духовными стихами бессмысленный набор зарифмованных предложений и их авторство приписывать Самому Богу, творения Которого всегда совершенны?

Часто на вопрос, работает ли поэт над шлифовкой стиха, можно слышать: «А зачем? Настоящие поэты пишут стихи, не думая. У них сразу все получается». Но так ли это на самом деле?

Известно, что чем легче и свободнее выглядит готовое произведение, тем больше труда вложено в его создание. Великий писатель Л.Н. Толстой не создал ни одного произведения без переработок и вариантов. В черновиках А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока и других гениальных поэтов встречается много переделок, исправлений. Видно, сколько вложено в каждое стихотворение и таланта, и труда. Однако эти великие люди не утверждали, что создают свои произведения во славу Божью. Поэтому вдвойне обидно, когда в стихотворениях людей, воспевающих Бога, видишь безграмотные обороты речи, стилистические ошибки, нарушение элементарных требований стиха и не видишь ни одного исправления, никаких следов кропотливой работы.

Если проследить творческий путь А.С. Пушкина, то можно сделать полезный вывод, что гениями не рождаются. Ими становятся в горниле исканий, в постоянном нелегком труде над формированием своего стиля и совершенствованием дара. Ранние стихи великого поэта имеют в основном историческое значение. От произведения к произведению его мастерство росло, приобретая свою неповторимую художественность. И наконец, последовал целый ряд бессмертных поэтических творений. Так же рост поэтического мастерства можно наблюдать почти у всех крупных поэтов.

В среде наших поэтов часто прослеживается обратное: ранние стихи бывают лучше последующих. Это происходит из-за непонимания того, что поэзия – такое же сложное искусство, как живопись, музыка, пение. И из-за нежелания постигать тайны этого искусства немало талантов осталось навсегда зарытыми, не приносящими никакого плода. Однако последнее время начинающие христианские поэты приходят к убеждению, что стихосложение – это мастерство, которому нужно учиться.

Духовная поэзия – это не просто один из разделов литературоведения, но великая сила, способная пробуждать души и воскрешать их от мертвых дел к упованию живому (1Пет.1:3).
Даже непрофессиональные духовные стихи могут оказывать глубокое воздействие на сердца слушателей, потому что христианская поэзия обращает взор людей на Христа, могущего из ветхого человека сотворить нового.

«Вникай в себя и в учение… так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:13), наставляет нас Слово Божье. Этот текст относится ко всем сторонам нашей жизни. Духовная поэзия, для многих христиан занимающая значительную часть в их жизни, не исключение. Несомненно, тот, кто может написать хорошее стихотворение, не имея представлений о теории стиха, создаст несравненно лучшее, если постигнет элементарные законы поэтики.
Присматриваясь к лучшим стихотворным произведениям, можно заметить, что слова и предложения в них располагаются в определенном порядке, с соблюдением особых правил. Все эти правила сведены к одному – предельному воплощению в слове вдохновенной поэтической идеи. Без знаний элементарных законов поэзии ни один поэт не будет иметь технических средств для выражения этой идеи.

Техника без таланта – ничто, но и врожденный дар не может развиваться без знаний приемов созидания образа. Только гармоничное сочетание внутреннего дара с отточенной техникой искусства при жертвенном трудолюбии принесет желанные плоды.

Путь от идеи до ее воплощения бывает долог и нелегок, но проделывающий его с честью, терпеливо и мудро, испытывает ни с чем не сравнимую радость.
…На дороге лежал огромный камень, почерневший от времени, поросший мхом. Тысячи уставших путников проходило мимо, не обращая на него никакого внимания. Но вот некто, увидев бесформенную глыбу гранита, остановился и долго смотрел на нее проникновенным взглядом. Прошло время, и гранит ожил и превратился в скульптуру, изображающую идущего на восток странника. И уже никто не мог пройти мимо, не остановившись в изумлении перед этим прекрасным творением. Целеустремленность и воля, исходящие из одухотворенного камня, излучали силу и бодрость.

Гранитная глыба, лежавшая на дороге, была доступна всем. Но только скульптор, обладающий творческим даром, способен был из ничтожного извлечь драгоценное. В бесформенной громаде он увидел будущий образ. Но, прежде чем начать творить, он мысленно проделал весь путь, который привел бы его к задуманной цели. Вначале он обрубил лишние куски гранита. Затем более тонким инструментом наметил контуры будущей скульптуры… Чем дальше продвигалась работа, тем тоньше становился инструмент, тем большего владения техникой требовалось от художника, чтобы неосторожным движением резца не перечеркнуть весь свой труд. И когда уже все было сделано, и резец стал лишним, художник приступил к шлифовке своего творения.

О, если бы все поэты следовали примеру трудолюбия и творческой настойчивости ваятелей!
Для создания произведения, единственно точно отражающего творческое состояние автора, необходимо, подобно скульптору, найти исходный материал, а потом приложить к бесформенной глыбе умение и навык, чтобы из застывшего и хаотичного материала получился живой гармоничный образ.

Н.Ф. Шалатовский, русский христианский поет

 

 

ГОЛОВНА   •   ПОЕЗІЯ   •  ПРОЗА  •    РУССКАЯ ПОЭЗИЯ   •   ПОЕТИЧНА МАЙСТЕРНЯ